аналогичную устанавливаемым на грузовых автомобилях, остальное через масляный радиатор сливается в специальный масляный бак. Из этого бака масло поступает к масляному насосу, проходит через сетчатый фильтр и подаётся в переднюю крышку, а из неё в коленчатый вал.
Для того, чтобы коленчатый вал начинал вращение не «насухую», а уже при наличии давления масла в системе, на бронетанковой технике устанавливается МЗН - электрический маслозакачивающий насос. Он повышает ресурс двигателя и снижает вероятность прихвана вкладышей к валу в момент пуска. Это полезное устройство находится в моторном отсеке. На легковых автомобилях оно отсутствует - автомобиль не должен ездить слишком долго!
Изучая имеющиеся в распоряжении книги достаточно сложно понять конструкцию агрегатов, а также направление движения эксплуатационных жидкостей в различных патрубках, в частности моторного масла. В процессе разборки элементов смазочной системы это сделать значительно проще! На рисунке 20 представлена фотография передней части двигателя. Основные позиции деталей смазочной системы на ней - передняя крышка и масляный насос. Последующие фотографии будут пояснять конструкцию смазочной системы.
Рис. 20. Передняя часть двигателя
На рисунке 21 передняя крышка снята. Масло из бака насосом через полнопоточный сетчатый фильтр или, при неработающем двигателе, МЗН подаётся в общую полость передней крышки и далее через бронзовую втулку в хвостовик коленчатого вала. Эти детали изготавливаются с высокой точностью. Центровка втулки обеспечивается за счёт центровки крышки, которая является неразукомплектуемой деталью с картером и поддоном. Чем больше будет зазор между хвостовиком и втулкой, тем больше утечка масла.
Рис. 21. Передняя часть двигателя со снятой крышкой
Продолжаем разбирать двигатель. Чтобы разобрать и снять масляный насос, двигатель пришлось перевернуть. На рисунке 22 представлен масляный насос со снятой крышкой. Корпус насоса крепится к нижней части поддона. Насос трёхсекционный - две секции работают на откачивание масла из поддона в бак, одна - на подачу масла из бака к агрегатам двигателя. Давление ограничивается редукционным клапаном на уровне 8 бар.
Рис. 22. Масляный насос двигателя В-2, вид со снятой крышкой
После демонтажа крышки и взгляде на три пары шестерён, сразу возник вопрос «А как это всё приводится?». На самом деле просто и рационально! Ведущая шестерня нагнетательной секции устанавливается на шлицах на вал привода от коленчатого вала - рисунок 23 - а от ведомой шестерни нагнетательной секции приводятся откачивающие секции насоса.
Рис. 23. Демонтаж шестерён масляного насоса
После демонтажа корпуса насоса - рисунок 24 - со стороны, обращённой к коленчатому валу, стал доступен шестерёнчатый привод откачивающих секций масляного насоса.
Рис. 24. Привод масляного насоса. Вид со стороны коленчатого вала
На рисунке 25 представлена фотография поддона, после его снятия, с приводами масляного, жидкостного (помпы), топливоподкачивающего насоса и тахометра. На старых версиях двигателя тахометр приводится гибким валом, на новых, к которым относится и рассматриваемый двигатель, датчик тахометра - трёхфазный электрический генератор. От него в отсек управления к стрелочному тахометру, основой которого является трёхфазный синхронный двигатель, идут три провода. Если провода перепутать стрелка тахометра будет отклоняться в противоположную сторону.
Рис. 25. Поддон с приводами масляного, жидкостного (помпы) и топливоподкачивающего насосов
Система вентиляции картера, очистки воздуха и воздушного запуска
Теперь рассмотрим другие некоторые системы двигателя В-2. На рисунке 26 представлена фотография передней част двигателя и обозначены некоторые позиции.
Система вентиляции картера у этих двигателей открытого типа, то есть картерные газы выходят в атмосферу - экологией тогда никто не занимался. Клапана вентиляции в книгах имеют странное для нас название «суфлёр». Это название скорее всего перешло из французского - «суфле» - воздушный, то есть обеспечивает связь с атмосферой. Этот клапан представляет из себя маслоотделитель, и таких клапанов на данном двигателе три: один побольше - в передней части и два поменьше - в задней.
Интересную конструкцию имеет система фильтрации поступающего в двигатель воздуха. Воздушный фильтр на этой технике - пропитанная маслом проволочная набивка. В эту набивку воздух поступает снизу, через вихревые каналы-циклоны, в которых за счёт кругового движения воздуха крупные частицы пыли прижимаются к стенкам, тормозятся и падают на дно корпуса фильтра. Как их оттуда удалить? Эжекционным отсосом! В выхлопных трубах за счёт потока отработавших газов создаётся локальное разрежение, куда подводятся трубы, обозначенные на рисунке 26 «Эжектор воздушного фильтра». Через эти трубы скопившаяся на днище воздушного фильтра пыль удаляется с отработавшими газами в атмосферу.
Танковая техника помимо традиционной системы запуска - при помощи электрического стартера имеет ещё систему пуска от сжатого воздуха. В моторном отсеке установлен двухступенчатый поршневой компрессор с приводом от двигателя, создающий давление до 150 бар. Он закачивает воздух в 2 баллона, объёмом по 5 литров.
Запуск двигателя производится в следующей последовательности:
1. Включить размыкатель массы. В автомобиле аналог этому действию - включение зажигания.
2. Прокачать топливную систему. Для этого используется электрический или механический - в зависимости от конструкции техники - топливоподкачивающий насос.
3. Включить поворотным выключателем МЗН и убедиться в том, что он создал давление масла.
4. Продолжая вращать поворотный выключатель подать питание на электромагнитный клапан, который открываясь подаёт сжатый воздух из баллонов к «распределителю системы воздушного пуска». Если давление воздуха недостаточное и двигатель вращается слишком медленно, то отдельной кнопкой можно включить электрический стартер.
Следует отметить, что зубчатый венец, с которым взаимодействует электрический стартер, расположен на корзине главного фрикциона, а тот в свою очередь на входном валу коробки передач.
Распределитель системы воздушного пуска - это золотниковая система, которая находится на оси вала привода ТНВД и тоже совершает один оборот за два оборота коленчатого вала. Задача распределителя - подать сжатый воздух в камеру сгорания того цилиндра, в котором начинается рабочий ход. В камеру сгорания воздух подаётся через нагнетательный клапан. При дальнейшем движении поршня вниз сжатый воздух выходит из цилиндра через открывающиеся выпускные клапаны. Система воздушного пуска позволяет большинство пусков двигателя выполнять без использования электрического стартера, что повышает надёжность двигателя.
Ситемы охлаждения и дымопуска
Теперь рассмотрим основной контур движения жидкости в системе охлаждения. Жидкостный насос (помпа) центробежного типа установлен на поддоне двигателя. Охлаждающая жидкость из радиатора поступает на его вход и затем подаётся по патрубкам в левый и правый блоки цилиндра.
url=https://yapx.ru/image/YBn5z]
[/url]
Рис. 26. Системы охлаждения, вентиляции и воздушного пуска
Охлаждающая жидкость проходит через двигатель по диагонали - из переднего конца назад и из блоков цилиндров в головки блоков. И объединяясь в верхнем патрубке - рисунок 27 - возвращается в радиатор. Кроме жидкости, прошедшей через двигатель, в верхний патрубок поступает жидкость, прошедшая через ПЖД (подогреватель жидкостный двигателя) и через контур масляного бака.
Ещё одной особенностью, отличающей систему охлаждения этих двигателей от привычных нам автомобильных систем, это отсутствие термостата, а следовательно отсутствие большого и малого контуров циркуляции охлаждающей жидкости. Скорее всего это объясняется соображениями надёжности и простоты. Температура двигателя регулируется интенсивностью обдува радиатора за счёт открытия - закрытия жалюзи.
На этой фотографии есть элементы ещё одной системы - дымопуска. В случае необходимости постановки дымовой завесы в выпускной коллектор в процессе работы двигателя специальным насосом подаётся дизельное топливо. При этом топливо не сгорает, а испаряется, выходя из выхлопной трубы густым белым облаком.
Рис. 27. Элементы систем на задней части двигателя
Топливная аппаратура двигателя В-2 аналогична двигателям семейства ЯМЗ и в рамках данного обзора её описание не целесообразно.
Анализ причины выхода двигателя из строя
Ну и теперь следует рассказать, что же стало причиной «смерти» этого ветерана танковых войск. Со слов механика-водителя все произошло в движении - моторный отсек наполнился паром и появился дополнительный стук. Когда я осматривал мостоукладчик, готовя его к пробному пуску, то обнаружил лопнувшее резиновое кольцо, уплотняющее заливную пробку радиатора. При заполнении системы охлаждения водой обнаружилось подтекание одного из нижних патрубков. То есть герметичность системы охлаждения была нарушена и из неё постепенно вытекал антифриз. В какой-то момент его уровень критически снизился, циркуляция нарушилась и двигатель перегрелся.
При разборке двигателя это предположение подтвердилось. На рисунке 28 представлена фотография задиров в нижней части цилиндра, сопровождающихся переносом материала поршня на поверхность гильзы. Такие задиры - по всему радиусу цилиндра, а не только в плоскости действия боковой силы - бывают вызваны заклиниванием поршня при его тепловом расширении из-за исчезновения зазора в паре поршень - цилиндр. Это возможно на стадии обкатки двигателя, если изначально зазор между поршнем и цилиндром был недостаточен, или при сильном перегреве двигателя. Первый вариант в данном случае, наверное, можно исключить.
[/url
Рис. 28. Тепловые задиры гильзы цилиндра
На рисунке 29 представлено частичное разрушения поршня в шестом цилиндре правого ряда. Под определённым углом между разрушившейся боковой поверхностью поршня и цилиндром можно было увидеть клапана газораспределения. Естественно, при таком огромном зазоре будет прослушиваться сильный перекладочный стук. Этот же цилиндр был поставщиком обломков поршневых колец в эмульсию, вытекавшую из поддона. Скорее всего, в этом цилиндре треснула гильза, поэтому в поддон стала поступать охлаждающая жидкость. Этим объясняется её наличие в поддоне при снятии двигателя, в количестве примерно 20 литров.
Так как дальнейшая разборка этого двигателя была бы связана с большими техническими трудностями, она не производилась.
[url=https://yapx.ru/image/YBn8D]Рис. 29. Разрушение поршня в шестом цилиндре правого ряда цилиндров