На автомобиль F02 с двигателем N63TU печка дует прохладным воздухом на прогретом двигателе, при этом на информационном дисплее иногда появляется сообщение «Перегрев». В ЗУ неисправностей среди прочих ошибок присутствует ругань на перегрев АКПП (температура масла АКПП 135С).
В ходе диагностики выяснилось, что не работает дополнительная помпа системы отопления и у клапанов теплообменника печки наблюдается нарушение проходимости (это классические неисправности, приводящие к нарушению циркуляции через теплообменник и холодному воздуху в салоне, особенно на режимах холостого хода, а с ростом оборотов, обычно,теплообменник отопителя прогревается). Эти детали были немедленно заменены, теплообменник печи промыт, а результат неудовлетворительный – воздух, поступающий в салон, все равно прохладный.
Важная деталь: автомобиль оборудован Webasto.
Схема системы охлаждения (контур охлаждения интеркулеров и DME не показан).
1- Радиатор системы охлаждения
2- Контур охлаждения АКПП
3- Датчик температуры на выходе из радиатора
4- Электровентилятор
5- Программируемый термостат
6- Дополнительный электрический насос охлаждения турбин
7- Основная помпа системы охлаждения
8- Турбонанетатели
9- Теплообменник отопителя
10- Двойной клапан теплообменника (клапана печки)
11- Дополнительный электрический насос отопителя
12- Балансирный трубопровод
13- Датчик температуры на выходе из двигателя
14- Расширительный бачок
15- Заливная горловина
16- Вентиляционный трубопровод
17- Водо-масляный теплообменник АКПП
18- Переключающий клапан Webasto
19- Нагревательный котел Webasto (независимый отопитель)
На схеме переключающий клапан Webasto находится в деактивированном положении (обычная работа ДВС, Webasto деактивирована), и антифриз поступает в теплообменник из верхнего патрубка радиатора (по сути – из зоны «на выходе из двигателя»).
Схема работы Webasto (активирован переключающий клапан)
В ходе дальнейшей диагностики был проверен переключающий клапан Webasto. При принудительном управлении клапан переключался, соединяя необходимые полости. При сборке еще раз была произведена проверка проходимости/прочистка теплообменника (дунули в обратку – забитый теплообменник тоже типичная неисправность). Затем при работе двигателе проверили наличие управления на переключающем клапане Webasto (если все исправно управления быть не должно), - управления не было.
А воздух в салоне все равно был прохладный; причем, на холостом ходу при прогретом двигателе температура теплообменников была около 30-35 С, ну а если некоторое время подержать обороты 3000-4000 1/мин, теплообменники при максимальном обдуве остывали до 10-15 С (при забортной температуре -2-4С).
Далее было сделано следующее предположение (показано на схеме):
Под действием давлений (или еще почему то…), действующих в системе охлаждения, переключающий клапан оказывается в промежуточном положении и соединяет все три полости.
Что же получается в таком случае с циркуляцией?
Зона «на выходе из двигателя» (давление P1) соединяется с зоной всасывания в котел Webasto и теплообменник отопителя (давление P2) и, в отличие от корректной работы, еще и с зоной всасывания основной помпы системы охлаждения (давление P4). Переключающий клапан при этом работает как дроссель.
Соотношение давлений на холостом ходу предположительно следующее:P1<P2≤P4.
Получаем уменьшение объема циркуляции через теплообменник и как следствие снижение его температуры. При увеличении оборотов производительность дополнительного электрического насоса отопителя остается неизменной, а производительность основной помпы растет, получаем: P1<P2<P4. Расход из зоны « зона на выходе из ДВС (1)» - «зона всасывания основной помпы (4)» увеличивается, а расход через теплообменник уменьшается, и теплообменник остывает.
Но ведь кроме холодной печки еще есть проблема перегрева АКПП. На схеме видно что, выход из теплообменника АКПП приходит в зону всасывания основной помпы системы охлаждения (если все исправно). Однако, если переключающий клапан соединяет все три полости (соотношение давлений, предположительно: P1<P3<P4), то появляющийся расход «зона на выходе из двигателя (1) - зона всасывания основной помпы (4)» ограничит циркуляцию антифриза через теплообменник АКПП.
Переключающий клапан Webasto был удален ( а стоит он около 18000 р.), печка задула теплым и коробка перестала перегреваться. При этом и дополнительный отопитель должен работать.
Схема системы охлаждения с удаленным переключающим клапаном Webasto
На абсолютность нашей гипотезы мы не претендуем, но предполагаем что дело было так... по крайней мере удаление переключающего клапана решило обе проблемы.
С такой неисправностью сталкиваемся впервые. Но на примере Е65 переключающий клапан Webasto тоже выходит из строя, правда, более традиционным образом: распухает резинка клапана (как на клапанах печки), и циркуляция через теплообменник нарушается.
Кстати, имейте виду, что подобную ситуацию с перегревом акпп может вызывать непроходимость нижней секции радиатора сохл, бачки радиатороа нижней части отсечены от основного радиатора, хотя и не полностью отделяют контур охлаждения АКПП от контура СОХЛ (как на е 60, например).