BMW F02 2012 с мотором N63TU плохо работает на холостом ходу.
У автомобиля наблюдаются следующие симптомы: неустойчивая работа на холостом ходу, провалы при трогании с места. При этом на средних и полных нагрузках при оборотах двигателя больше 2000 двигатель работает нормально. Проблема проявляется только в режиме VVT. В аварийном режиме ( с глубоким разрежением в коллекторах) симптом не проявляется. Неустойчивая работа двигателя сопровождается низкой воздушной массой и переобогащением топливовоздушной смеси.
По всем признакам причина в недостаточном наполнении при работе двигателя на режимах с малым подъемом клапанов (холостой ход в режиме VVT). На других двигателях BMW такой эффект может быть достигнут при повышенном износе впускного распредвала или эксцентрикового вала ( в первую очередь неисправность подобного рода характерна для N52, про это тут
http://www.madi-auto.ru/forum/index.php?topic=2146.msg3794#msg3794 ), в результате чего уменьшается высота подъема клапана, что особенно сильно сказывется в режиме VVT. В данном случае никаких следов износа обнаружено не было.
Однако проблему удалось решить заменив эксцентриковый вал. Все дело в особенности конструкции. Но данном двигателе приводное зубчатое колесо (3), находящееся в зацеплении с червяком моторчика VVT (на картинке не показан) напресованно на эксцентриковый вал. При этом это же зубчатое колесо работает по упорам (ограничителям) (2) хода эксцентрикового вала (упоры находятяся на ГБЦ). В ходе диагностики выяснилось, что из-за дефекта посадки зубчатое колесо-вал может иметь место подвижность соединения (или смещение).
При каждом включении зажигания DME осуществляет проверку/корректировку рабочего диапазона эксцентрикового вала. Угол поворота эксцентрикового вала отсчитывается от упоров. Поэтому, если имеет место угловое смещение эксцентрикового вала и зубчатого колеса, задаваемый блоком управления угол поворота эксцентрикового вала будет отличаться от фактического. А значит и фактическая высота подъема клапанов будет отличаться от заданной ( будет меньше заданной). Рабочие параметры не укладываются в рамки математической модели. На холостом ходу эксцентриковый вал достигает максимально возможного значения (доходит до границ математической модели - система управления не может еще сильнее открывать клапана), но получаемой высоты подъема клапанов все равно оказывается недостаточно для эффективного наполнения.
Почему так получилось? Такого эффекта можно достичь, например, если снять моторчик VVT не опустив предварительно клапана. В этом случае эксцентриковый вал с разгона удариться о нижний упор - будьте осторожны при ремонте! И если в результате смещение произойдет, то мы как раз получим фактический угол поворота меньше заданного. В последнее время появилась статистика по подобным случаям: страдают таким симптомом ГБЦ первого ряда цилиндров (1-4) чаще. Вызвано это возможно производственным браком (недостаточно тугая посадка шестерни на вал).
Общий вид исправной ГБЦ N63tu
Неисправный вал VVT N63TU. Зубчатое колесо вала 3 не ложится на стопор под действием механизма (сильно провернуто зубчатое колесо на валу). –