Идентификация моторного масла
В Европе вязкость масла чаще принято определять (и маркировать) по классификации SAE (Сообщество автомобильных инженеров). Вязкость маркируется по формату XW-Y. Например SAE 10W-30. Таким образом первое число характеризует условный индекс вязкости для холодного масла, а второе (после буквы W-winter) на горячую.
Требования к качествам масла так же классифицируются по различным стандартам. На примере ACEA (Европейская ассоциация авто-производителей) классы масел делятся на 4 группы:
• А — для бензиновых двигателей, имеют среднюю сульфатную зольность и повышенное содержание серы;
• В — для нагруженных двигателей, сульфатная зольность и количество серы немного ниже;
• С — для бензиновых ДВС, дизелей, оборудованных сажевыми фильтрами и катализаторами повышенного ресурса;
• Е — для дизелей, работающих в тяжелых условиях.
В каждой группе есть 5 категорий, обозначающихся цифрами от 1 до 5. Смазки из них отличаются эксплуатационными свойствами, составами.
Маркировки и их значения
В редакции 2012 года выделяется:
• 4 категории смазок для бензиновых ДВС и дизелейлегковых авто/малонагруженной техники (АСЕА A3/B4, A1/B1, A3/B3, A5/B5);
• 4 категории — для дизелей тяжелой техники (от C1 до C4);
• 4 класса — для моторов с системами очистки выхлопных газов (Е4, Е6, Е7, Е9).
Ниже представлена расшифровка спецификации АСЕА для разных двигателей. Для удобства описания поделены на группы по предназначению.
Класс A/B: для бензиновых ДВС и малонагруженных дизелей
А1/В1 — составы для бензиновых и дизельных ДВС, в которых предусмотрен продленный интервал замены масла. Обеспечивают низкое трение при высокой температуре и скорости сдвига до 3,5 МПа/с.
А3/В3 — смазки для высокопроизводительных бензиновых моторов, дизелей легковых машин. Предназначены для продленного интервала замены, использования на протяжении всего года, обеспечения нормальных условий работы ДВС в тяжелых для него условиях эксплуатации.
АСЕА А3/В4 — для двигателей с непосредственным впрыском топлива. Заменяют масла A3/B3. Продукция класса АСЕА А3/В4 является энергосберегающей, снижает расход горючего.
АСЕА А5/В5 — для высокопроизводительных дизелей, бензиновых двигателей. Обеспечивают низкий коэффициент трения при высоких температурах, высокой скорости сдвига. Можно применять вместо смазок класса АСЕА А3/В4.
Класс C: для ДВС с сажевыми фильтрами и каталитическими нейтрализаторами
C1 — состав для моторов с сажевыми фильтрами, трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Продлевает срок службы системы очистки выхлопных газов. Обеспечивает нормальные условия работы в сложных режимах эксплуатации: при высоких температурах, сдвиге скоростью до 2,9 МПа/с.
С2 — масло для высокопроизводительных дизелей, бензиновых ДВС. Отличается от предыдущего типа содержанием различных веществ.
С3 — смазка с низкой сульфатной зольностью. Обладает низкой вязкостью при высоких температурах, сдвигах скоростью до 3,5 МПа/с.
C4 — смазки с низкой сульфатной зольностью, низким содержанием серы и фосфора. Обладают минимальной вязкостью при высоких температурах и скоростях сдвига до 3,5 МПа/с.
Класс E: для мощных дизелей спецтехники
E4 — составы, обеспечивающие чистоту поршней. Рекомендуется применять для дизелей, соответствующих нормам экологичности Euro-1 — Euro-5, работающих в тяжелых условиях (высокие нагрузки, долгая беспрерывная работа). Вещества применимы для техники, в которой предусмотрен продленный интервал обслуживания. Данная спецификация моторного масла не предполагает совместимость с сажевыми фильтрами. Совместимость с системой рециркуляции необходимо уточнять для каждой конкретной модели авто.
Е6 — смазки, совместимые с сажевыми фильтрами, системами рециркуляции выхлопных газов. Рекомендуются для автомобилей, работающих на топливе с низким содержанием серы.
E7 — составы для ДВС без сажевых фильтров, но с системами рециркуляции выхлопных газов, снижения уровня оксида азота.
E9 — продукция с аналогичной предыдущей сферой применения, но с более жесткими требованиями к составу. Применяется на самых современных машинах.
Другие стандарты:
Классификация АСЕА и SAE — не единственная в мире. Также общепризнаны нормативы API и ILSAC. В странах СНГ смазки приводят в соответствие с ГОСТ
По материалам различных сайтов, в т.ч. drive2.ru и ВИКИ.